Готовимся к внеклассному чтению
по теме
«Грамоте учиться — всегда пригодится»
(26 ноября)
Как
поросёнок говорить научился
Леонид Пантелеев
Один
раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросёнка говорить.
Поросёнок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить
по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась – ничего у неё
не выходило.
Она ему, я помню, говорит:
– Поросёночек, скажи: «мама»!
А он ей в ответ:
– Хрю-хрю.
Она ему:
– Поросёночек, скажи: «папа»!
А он ей:
– Хрю-хрю.
Она:
– Скажи «дерево»!
А он:
– Хрю-хрю.
– Скажи: «цветочек»!
А он:
– Хрю-хрю.
– Скажи: «здравствуйте»!
А он:
– Хрю-хрю.
– Скажи: «до свидания»!
А он:
– Хрю-хрю.
– Поросёночек, скажи: «мама»!
А он ей в ответ:
– Хрю-хрю.
Она ему:
– Поросёночек, скажи: «папа»!
А он ей:
– Хрю-хрю.
Она:
– Скажи «дерево»!
А он:
– Хрю-хрю.
– Скажи: «цветочек»!
А он:
– Хрю-хрю.
– Скажи: «здравствуйте»!
А он:
– Хрю-хрю.
– Скажи: «до свидания»!
А он:
– Хрю-хрю.
Я смотрел-смотрел,
слушал-слушал, мне стало жалко и поросёнка и девочку. Я говорю:
– Знаешь что, голубушка, ты бы ему всё-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он ещё маленький, ему трудно такие слова произносить.
– Знаешь что, голубушка, ты бы ему всё-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он ещё маленький, ему трудно такие слова произносить.
Она говорит:
– А что же попроще? Какое слово?
– Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю».
Девочка немножко подумала и говорит:
– Поросёночек, скажи, пожалуйста: «хрю-хрю»!
Поросёнок на неё посмотрел и говорит:
– Хрю-хрю!
– А что же попроще? Какое слово?
– Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю».
Девочка немножко подумала и говорит:
– Поросёночек, скажи, пожалуйста: «хрю-хрю»!
Поросёнок на неё посмотрел и говорит:
– Хрю-хрю!
Девочка удивилась, обрадовалась,
в ладоши захлопала.
– Ну вот, – говорит, – наконец-то! Научился!
– Ну вот, – говорит, – наконец-то! Научился!
Я
читаю
Евдокия Лось
Мы
с бабушкой сидим прилежно.
-
Бабуся, книжку почитать?
Бабуся
говорит: - Конечно!
Читай!
Зачем же нам скучать?
И вот читаю громко книжку
Про волка серого, про мишку,
Про зайчика и крокодила…
Меня
бабуся похвалила:
-
Пусть вверх ногами ты держал,
Но
всё же хорошо читал.
Буква
«ты»
Алексей Иванович Пантелеев
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и
писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она
большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую
азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и
"Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только,
самая последняя буква - "я".
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с
Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее
рассмотреть и сказал:
- А это вот, Иринушка, буква "я".
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
- Ты?
- Почему "ты"? Что за "ты"? Я же
сказал тебе: это буква "я"!
- Буква ты?
- Да не "ты", а "я"!
Она еще больше удивилась и говорит:
- Я и говорю: ты.
- Да не я, а буква "я"!
- Не ты, а буква ты?
- Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с
тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я,
а что это буква так называется: "я"?
- Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
- Что ты понимаешь?
- Это не ты, а это буква так называется:
"ты".
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как
же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не
она и что вообще "я" - это только буква.
- Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи
как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
- Говорить?
- Ну, ну... Конечно.
Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
- Ну, что же ты?
- Я сказала.
- А я не слышал, что ты сказала.
- Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку
и говорю.
- Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:
- Ты!..
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал
по комнате.
Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А
бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и
жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне
тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека
правильно читать такую простую букву, как буква "я".
Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к
девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:
- Это кто?
Она говорит:
- Это я.
- Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"!
Она говорит:
- Понимаю...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился -
вот-вот заплачет.
- Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?
- Понимаю, - говорит, - что это я.
- Правильно! Молодец! А это вот буква "я".
Ясно?
- Ясно, - говорит. - Это буква ты.
- Да не ты, а я!
- Не я, а ты.
- Не я, а буква "я"!
- Не ты, а буква "ты".
- Не буква "ты", господи боже мой, а буква
"я"!
- Не буква "я", господи боже мой, а буква
"ты"!
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
- Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты,
бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква
"я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Изволь повторять за мной: я!
я! я!..
- Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы.
Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь
мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.
- Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в
самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти
гулять. На сегодня - хватит.
Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни
слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же
мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву "я"?
"Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем
следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет".
И на другой день, когда Иринушка, веселая и
раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о
вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и
сказал:
- А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне
что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле,
вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло
и не переводя дыхания, прочла:
- Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
- Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за
тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:
"Якову дали яблоко".
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом
говорю:
- Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
- Яблоко? Так значит, это буква "я"?
Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"!
А потом спохватился и думаю: "Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу
"я" - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку
не попадемся".
И я сказал:
- Да, правильно. Это буква "ты".
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже
очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал
"я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И,
может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо
"яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" тырмарка, вместо
"якорь" - тыкорь и вместо "язык" - тызык. А Иринушка, слава
богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и
пишет мне письма без одной ошибки.
Читателю
Р. Сеф
Учись
читать!
Учись
читать!
Важнее
нет науки!
Тот,
Кто
умеет
Сам
читать,
Совсем
Не
знает скуки.
Всю
жизнь свою
Учись
читать
Внимательно,
Серьёзно,
Я
так прошу тебя -
Учись
Читать,
Пока
не поздно.
Зверь
на букву Ю
Б. Заходер
Жил-был
зверь на букву Ю.
Чистил
мордочку свою.
Бегемот
— на букву Б,
А
петух — на букву П.
Крокодил
на букву К,
И
кабан на букву К.
Утконос
— на букву У.
Что
за зверь на букву Ю?
—
У него длиннющий хвост? — Да.
—
У него огромный рост? — Нет.
—
У него густая шерсть? — Да.
—
У него копыта есть? — Нет.
—
Зубы острые у зверя? — Да.
—
Я боюсь его тогда.
…
А
этот зверь совсем не страшен,
Это
просто кошка наша,
а
почему ж она на «Ю»?
Юлькой
кошку звать мою!
Буквы
с нами говорят
С. Погореловский
Мы
по улице гуляем,
сами
вывески читаем,
что какая буква значит,
узнаём издалека:
О кругла, как будто мячик,
Ж похожа на жука.
Вот четыре буквы:
ВО-ДЫ
Вот ещё четыре:
МО-ДЫ
Воды-моды-лимонад!
Мы читаем
всё подряд!
Вот блестит,
белее снега,
слово горькое -
"АПТЕКА".
Рядом сладкие слова -
"ФРУКТЫ",
"ПРЯНИКИ",
"ХАЛВА".
А напротив них - другое
расползлось во весь этаж.
Правда, тёплое такое
это слово -
"ТРИКОТАЖ".
Эй, ребята,
ну-ка с нами
все читайте - всё подряд!
Буквы с вами,
как с друзьями,
обо всем поговорят.
сами
вывески читаем,
что какая буква значит,
узнаём издалека:
О кругла, как будто мячик,
Ж похожа на жука.
Вот четыре буквы:
ВО-ДЫ
Вот ещё четыре:
МО-ДЫ
Воды-моды-лимонад!
Мы читаем
всё подряд!
Вот блестит,
белее снега,
слово горькое -
"АПТЕКА".
Рядом сладкие слова -
"ФРУКТЫ",
"ПРЯНИКИ",
"ХАЛВА".
А напротив них - другое
расползлось во весь этаж.
Правда, тёплое такое
это слово -
"ТРИКОТАЖ".
Эй, ребята,
ну-ка с нами
все читайте - всё подряд!
Буквы с вами,
как с друзьями,
обо всем поговорят.
Что
написано в тетрадке?
В. Орлов
-
А я уже
Могу
писать!
А
я могу писать!
Могу
тетрадку показать
И
даже полистать!
-
Ого!
Да
ты ученым стал!
Скажи,
О
чем ты написал?
-
А мне откуда
Это
знать?
Я
сам хотел бы знать!
Ведь
я сказал –
Могу
писать!
Писать,
А
не читать!
Я
читаю
И. Найдёнова
Я
спрятала кукол,
Играть
не хочу,
Мне
некогда очень –
Я
буквы учу!
Из
них я сама
Составляю
слова.
Сама
прочитала:
«Дрова»
и «трава».
«Дрова
на дворе,
и
трава на лугу».
Теперь,
как большая,
Читать
я могу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий