Русский язык


Подготовка к контрольному диктанту с дополнительным заданием!

После дождя

В воздухе запахло грозой. Сад тихонько зашумел листвой. Первая капля дождя упала на кусты и деревья. Потом дождь с силой загрохотал по крыше. За окнами полились струи дождя.

После тёплого дождя засверкали от солнца мокрые сады, огороды. Запахло сочными огурцами, помидорами и душистым укропом.

Таня бегала по саду, играла в прятки с лягушкой. Её нарядное платье вымокло от мокрой травы и цветов. Но Тане было весело.

Предупредить о написании слов тихонько, потом, весело.

Дополнительное задание

1. Выпишите предложение, которое соответствует схеме.

что сделало? какими? чем?, чем? и каким? чем?

2. Измените предложения так, чтобы действие происходило в будущем времени.

Сад зашумел листвой.

Запахло грозой.

3. Определите падеж имен существительных в предложении.

После тёплого дождя засверкали от солнца мокрые сады, огороды.

Подготовка к контрольной работе по теме «Предложение»


1.    Выпиши предложения с однородными членами.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Все рады весне!

2.   Спиши предложения, подчеркни однородные члены.

Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Сам умирай, а друга выручай. Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

3.  Вставь в предложения подходящие по смыслу союзы а, но, и. Расставь знаки препинания.

Друзьями хвались __  сам в хвосте не плетись. Ветер по морю гуляет _ кораблик подгоняет. Не красна изба углами __  красна пирогами.

4. Составь из данных предложений и запиши предложения с однородными членами.  Подчеркни однородные члены как члены предложения.

Осенью в парке пожелтели берёзы. Осенью в парке пожелтели осины. Осенью в парке пожелтели клёны.  

Муравьи несли в муравейник хвою. Муравьи несли в муравейник жуков. Муравьи несли в муравейник личинки.

Солнышко в небе появилось. Солнышко рассыпало свои золотые лучи.

5. Составь из слов предложения. Запиши его, вставляя буквы и знаки препинания. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

На, р_са, тр_ве, серебристая, и, д_ревьях, сверкала, кустах.

Зима, подула, д_рогам, холод_м, сорвала, с, по, и, дубрав, р_зметала, л_сов, лист_я, их.

Подготовка к контрольной работе по теме 

«Глагол. I и II спряжение глаголов»

   1.              Из данных слов выпиши только глаголы.

Молчит, молчание, желтеет, желтый, бег, прибежали, письменный, будет светить, рисовал, шерстяной, запутает, лежит, чтение, несёт.

2.    От данных слов образуй однокоренные глаголы в неопределённой форме.

Зелёный - …, дружба - …, соль - …, просьба - …, смешной - … .

3.    Выпиши глаголы прошедшего времени, обозначь число и род.

Спал, спит, заснёт; загорает, загорала, загорит; светило, светят, светили, спас, спасёт.

4.    Образуй от данных глаголов форму, указанную в скобках. Запиши. 

    Образец: проспать (буд.вр., ед.ч., 3 л.) – проспит.            

 Гулять (пр.вр., ед.ч., ж.р.), ловить (н.вр., мн.ч., 2 л.), работать (н.вр., ед.ч., 3 л.),  прочитать (буд.вр., ед.ч., 1 л.), писать (н.вр., мн.ч., 1 л.), смотреть (пр.вр., ед.ч., ср.р.), подрасти (буд.вр., ед.ч., 3 л.), шить (н.вр., ед.ч., 3 л.).

5.    Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы, над глаголами укажи время, лицо, спряжение.

Глаз вид..т правду, ухо слыш..т ложь. Не посмотриш.. — не увидиш.., не расспросиш.. — не найдеш... Мудрый человек предотвраща..т болезни, а не леч..т их.

Подготовка к контрольной работе по теме «Имя прилагательное»

 

1.      Образуй и запиши от данных имён существительных имена прилагательные.

Серебро – …, клён – …, зима– …, гриб – …, бег - …, счастье - … .

2.    Составь словосочетания со словами, данными в скобках. Запиши их с именами прилагательными, употреблёнными в переносном  значении. Обозначь род имени прилагательного.

Каменный (дом, сердце), железный  (детали, нервы), пустой (стакан, голова), сладкий (речь, конфеты).

3.    Допиши окончания прилагательных. Сверху укажи их  падеж.

В мягк.. кровати, по длинн.. лестнице, из сладк… моркови, в зимн… стужу, за интересн… книжкой, в голуб… небе, по широк… тротуару, с ранн… утра.

4.    Прочитай. Выпиши словосочетания «имя прилагательное + имя существительное». Определи число, род и падеж имён прилагательных.

В солнечную погоду белая кувшинка плавает по гладкой поверхности речной воды. Всех радует чудный вид прелестной красавицы. А поздним вечером кувшинка уходит под воду.

5. Согласуй данные в скобках имена прилагательные с именами существительными. Запиши предложения. Обозначь окончания имен прилагательных, определи их падеж.

(Длинный, холодный) зимой лежало зёрнышко под (пушистый, снежный) периной. (Ранний) весной солнце пригрело окрестности. Зёрнышко пустило в (мягкий) землю (крепкий) корешок. К солнцу потянулись два листочка. Между листочками выбежал (гладкий) стебелёк с (коричневый) почкой. Из (душистый) почки вышли (свежий) листики.

Подготовка к контрольной работе по теме «Имя существительное»

1.     Выпишите имена существительные 1-го склонения.

Ученика, девочку, солнце, тетради, ночь, обезьяны, облака, зиме, столбом, дедушкой, любовь, красота.

2.     Составь словосочетания, используя слова для справки. Запиши. Определи число имён существительных.

                                              ед.ч.

Образец: замечательный аромат.

Летние …, красивое …, солнечная …, верный ….

Слова для справки: платье, каникулы, погода, друг.

3.     К данным словам подбери и запиши слова-антонимы. Определи род имён существительных.


грусть  - ________                        

друг -____________

молодость -______________

восход -__________


4.     Составь словосочетания, используя предлоги. Запиши. Обозначь падеж имён существительных.

Посмотреть (книга), встретиться (друг), поскакал (дорога), катались (машина), увидеть (слон).

5.     Составьте два предложения со словом тетрадь, употребив его в именительном и винительном падежах.

Составьте два предложения со словом котёнок, употребив его в родительном и винительном падежах.

Подготовка к контрольной работе

 по теме «Части речи»

(3 класс)


1.    Спишите. Над словами укажите названия частей речи.
Смех, смешной, смеяться, усмехнуться, насмешка.
Молодой, молодость, молодеть, молоденький, помолодеть, молодёжь.
2.    Запиши имена существительные в единственном числе.
Обручи - ______, куличи - _____, ночи - ______, вещи - _______, товарищи - ________, моржи - _________.
3.    Допишите окончания имён прилагательных. Укажите род имён прилагательных.
Лёгк___ морозец, дружеск___ встреча, вечерн___ звезда, тёпл___ солнышко, плакуч___ ивы, вечерн___ платье, молоденьк___ листочки.
4.    Спишите предложения. Укажите число и род прилагательных.
На старой вырубке вокруг каждого чёрного пня теснились плотной стеной удивительные цветы. Они были похожи на высокие ёлочки красного цвета.
5.    Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами. Определите их число.
Много лет назад я увидел расписную прялку. Наверху художник изобразил чудесные цветы. Они напоминали то ли розы, то ли маки. Между ними сидела чудо-птица, а под ней красовались сказочные кони.


Диктант с дополнительным заданием

В лесу

Взяли ребята корзинки и пошли в ближний лесок.  Хорошо бродить в тени деревьев! На траве капли росы. В густых ветвях поют птицы. Дети сели на пенёк и стали слушать чудесные песни. Где черника? Вот в траве спелые ягоды. Пошли собирать. Кто чернику в рот кладёт, кто в корзину. 

1. Разберите слова по составу.

Ветерок, вестники, ягодник, лесок, царица, подснежник.

2. Выпишите все словосочетания из предложения.

В густых ветвях поют птицы. 

По земле бегут звонкие ручейки.

3. Определите, какими частями речи являются слова в предложении.

Весеннее солнце пригрело землю. С пригорков побежали говорливые ручьи. Миша с дедушкой сделали скворечник.  

Подготовка к контрольной работе по теме

«Правописание гласных и согласных в корне слова»

(3 класс)

1.              Запиши слова. Выдели в словах корень. Подчеркни гласную или согласную, которую нужно проверить.

Ловить, местный, дарить, ягодка, вязать, шубка, друг, вестник.

2.              Спиши, вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Пл__сать  - _________, л__шадка - ___________, зв__зда - _________, б__р__да - __________, _________, д__р__вянный -   __________, ______________, в__ч__реет - _________________,________________.

3.              Запиши словосочетания, вставляя пропущенную орфограмму в словах. Перед словом пиши проверочное слово.

Получить (_____________) бага___, пожелтела (___________)  тра__ка, (________________) ло__кая (____________) ко__ка, (____________) у__кая (________________) доро__ка.

4.              Замени выражение одним словом. Запиши только эти слова.

Сильный холод (с температурой воздуха ниже нуля) ______________, седьмой день недели, общий день отдыха___________,  топкое место со стоячей водой_______________ , центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка, находящийся у человека в левой стороне грудной полости _______________, документ, подтверждающий право человека на проезд на одном из видов транспорта _______________билет,  форма приветствия при встрече __________________________, растирание тела с лечебной целью ________________, дорога с рядами деревьев по обеим сторонам ____________, группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами _________________.

5.              От данных слов образуй и запиши новые слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, вставь   пропущенные орфограммы.

Гор__д  - ____________, к__р__ндаш- _____________, ябл__ко - ___________, с__поги - __________________, __гурец - ______________.


Тест по теме "Суффикс"

Готовимсяонтрольной работе  по теме "Предложение"!

3 класс

1. Спиши   предложения.   Поставь   в   конце   предложений   нужные   знаки препинания

На небе светят звёзды__ Ты любишь смотреть на звёзды___ Как ярко светят звёзды__

2. Спиши предложения в таком порядке:  повествовательное, побудительное, вопросительное.

Ты знаешь, как надо собирать грибы?

Лохматая медведица вылезла из берлоги.

Берегите природу!

3.  Спиши предложения с обращением, правильно оформляя их на письме.

Посмотрите  ребята на картину Шишкина.

Что ты рано в гости осень к нам пришла?

Березы шумите в роще сильней!

Я радуюсь вашим успехам друзья.

4.  Подели текст на предложения. Запиши, правильно обозначая начало и конец предложения. Подчеркни главные члены предложения.

Стоят морозные деньки девочки и мальчики гурьбой бегут на каток дети скользят по льду на коньках

Летом Мила жила в деревне девочка ходила в лес за ягодами в лесу росли ёлки, дубы, сосны

 5.  Из данных слов составь предложения. Запиши их.           

На, птиц, улетают, большинство, тёплые, зимовку, страны, в.

Листьями, земля, под, разноцветными, деревьями, покрылась.

Стекле, на, тёплые, окна, холодном, воды, пары, оседают.

Словарные слова (3 класс)

автобус

аппетит

берег

болото

ветер

девочка

дятел

жаворонок

календарь

картина

картофель

квартира

конфета

корзина

коридор

костер

крапива

ладонь

метро

морковь

неделя

огурец

орех

пальто

помидор

посуда

пшеница

рюкзак

рябина

салат

сапоги

синица

смородина

собака

суббота

телевизор

товарищ

трамвай

улица

урожай

футбол

человек

черника

яблоня


Готовимся к контрольной работе  по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова»! (2 класс)

1.   Выпиши слова с безударными гласными в корне.

Трава, морской, травы, тёмный, ковёр, стол, хитрец, зимний, снежинка.

 

2.  Запиши родственные слова, обозначь в них корень.

Лев, левша, левый, налево.

Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.

Лес, лесенка, лесник, лесок, лесной.

Слеза, прослезился, слезинка, слезла.

 

3.  Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова.

Зв(о/а)нок – …, к(а/о)рмушка – …, хв(о/а)сты – …, б(и/е)жать – …, С(о,а)сновый - …, л(и,е)нейка - …, н(о,а)чной - …,  кр(о,а)снеть - …, похв(о,а)лить - …, расск(о,а)зать - , дог(о,а)нять - …, стр(е,и)лять - …, выч(е,и)стить - …, т(и,е,я)жёлый - …, в(е,и)сеть - …, пот(е,и)рпеть - … .

 

4.   Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова.

Ло(т,д)ка - …, ука(с,з)ка - …, коро(п,б)ка - …, жира(ф,в) - …, ша(п,б)ка - …, ланды(ш,ж) - …, про(п,б)ка - …, у(т,д)ка - …, дру(к,г) - …, ко(ш,ж)ка - …, ни(с,з)кий - …, гла(т,д)кий - … .

 

5. Найди ошибки в словах. Спиши предложения, исправляя их.

По уской трапинке мы пришли в старый сат.    

Моя сосетка инна питровна испугалась мыжки.


Готовимся к контрольной работе  по теме «Слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов»

1.    Выпишите слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Радость, сторож, ласточка, игра, песня, товарищ, тракторист, ключи, рыбка, ландыши, огород, директор, ягода.

2.    Выпишите слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Радость, сторож, ласточка, игра, песня, товарищ, тракторист, ключи, рыбка, ландыши, огород, директор, ягода.

3.    Спишите предложения, исправляя ошибки.

За речкой деревня дубки. Там на улице мира живут игорь и люба орловы.

4.    К словам, обозначающим предметы,  подбери подходящие слова, которые обозначают  признаки. Запиши.

день                   глубоки

река                   колючий

ель                    холодный

ветер                 солнечный

5.    Спишите предложения. Подчеркните одной линией слова, которые обозначают предметы, волнистой линией – признаки предметов, двумя линиями – действия предметов.

Тонким ледком покрылась речка. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Снежные шубки надели сосны.

 6.    Запиши пословицы и подчеркни одной чертой слова, противоположные по   значению.

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

Труд человека кормит, а лень портит.

Готовимся к контрольной работе  по теме «Звуки и буквы»!

2 класс

1.    Выпиши слова, которые начинаются  с гласной.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь, август, февраль, апрель, март, июль, май.


2.              Запиши слова в алфавитном порядке. 

Зима, метель, иней, снег, сугроб, вьюга.


3.              Спиши, разделяя чёрточками для переноса.

Щука, окунь, карась, акула, ёрш, камбала, пескарь, карп, плотва, уклейка, лещ, угорь, вьюн, лосось.


4.              Выпиши  в первый столбик слова,  в которых все согласные твёрдые, во второй – все согласные мягкие.

Ложь, чай, радуга, ветер, облако, олень, линия, персик, шёлк, пять, вещь, паучок, травы, холод.


5.              Из данных слов составь предложения и запиши. Над подчёркнутыми словами укажи количество букв и звуков.

Спрятались, голуби, под, дома, крышей.

Тучи, по, тёмные, ходят, небу.




Готовимся к контрольной работе!

1.   Из данных слов выпиши только глаголы.
Белый, белить, побелка, молодость, молодой,  молодеешь, красила, красный, краска, смешной, смеётся,  смех, будет читать, ходил, походка, походный.
2.     От данных слов образуй однокоренные глаголы в неопределённой форме.
Дружба - …, старый - …, свет - …, просьба - …, мороз - …, красный  - …, стрела - ….
3.     Выпиши глаголы прошедшего времени, обозначь число и род.
Зеленеет, пошёл,  проходила, блестел, прочитаю, летит, спала, будет играть, поиграли, почернело, полетел, побежит, несёт, толстел, помогу, завидуют, обедали, будет читать.
4.     Запиши в первый столбик глаголы 1 спряжения, во второй – 2 спряжения.
Держать, играть, стелить, пожелтеть, печь, бродить, стелить, гнать, плакать, терпеть, учить, блестеть, помыть, помнить, видеть.
5.     Спиши, вставляя пропущенные буквы, над глаголами укажи время и лицо.

   Уже з..ленеет тр…ва. Н…бухают почки. Б…рёза распускает  клейкие лист…я. Скоро прил…тят  скв…рцы и жаворонки. Пока птицы (не) в…ют гнёзд. На п…лях уже работают тракторы.
Словарные слова, 4 класс


Антенна, асфальт, ещё, камень, компьютер, космос, медаль, мечтать, мороженое, однажды, океан, олень, оранжевый, памятник, пуговица, ребёнок, ромашка, тарелка, телефон, температура, тракторист, транспорт, фломастер, фонарь, белорус, велосипед, деревня, интересный, искусство, килограмм, колодец, концерт, красивый, крокодил, наоборот, осторожно, пенал, песчаный, планета, поздравление, порядок, сегодня, семечки, снегирь, страница, счастье, торжество, хозяин, чемпион, шоколад, щенок.

Готовимся к контрольной работе!
1. Запишите слова, распределяя их на три группы по частям речи.
Лягушка, красивый, природа, грустный, развязать, ходить, покупка, пригородный, вечереет.
2. Вставьте, где надо, пропущенные буквы.
Летний душ_, дорогая вещ_,  интерес_ный ералаш_, золотая рож_, невиданная роскош_.
3.Подчеркните имена существительные. Определите род и число имён существительных.
    Природа помогла животным добывать необходимую им пищу. Узкую мордочку и липкий язык она подарила муравьеду.
4.     Запишите данные имена прилагательные с именами существительными. У прилагательных выделите окончания.
Утро (раний), день (осенняя), ягода (вкусный), одеяло (мягкая), звезда (вечерний), автомобиль (легковая), часы (карманный).
5.     Разделите текст на предложения. Спишите  текст, вставляя пропущенные буквы. Над именами прилагательными укажите род и число.
После к_роткого и бурного д_ждя выгл_нуло жаркое со_нце над мокрой з_млёй начал подниматься лё_кий пар в т_нистой аллейке со_нце пр_бивалось между к_лючими ветками и падало светлыми пятнами на песок.

ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ!!!


Словарные   слова, 3 класс

автобус
аппетит
берег
болото
ветер
девочка
дятел
жаворонок
календарь
картина
картофель
квартира
конфета
корзина
коридор
костер
крапива
ладонь
метро
морковь
неделя
огурец
орех
пальто
помидор
посуда
пшеница
рюкзак
рябина
салат
сапоги
синица
смородина
собака
суббота
телевизор
товарищ
трамвай
улица
урожай
футбол
человек
черника
яблоня




РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
3 – 4 классы
1.                      Разделительный мягкий знак.
Выпиши  слово правильно. Запиши 2 слова на это правило.Например: вьюга, листья, платье
2.                      Двойные согласные.
Выпиши слово правильно. Запиши  2 слова на это  правило, раздели
слова для переноса. Например: груп-па, кас-са, ван-на
3.                Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу. Например: пришёл.
4.        Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово, подбери родственное слово, выдели корень, подчеркни
проверочное слово. Например: звёздное – звезда .                                                                       
 5.        Гласные после шипящих.
Спиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой. Например: машина - лыжи.
6.         Правописание приставок со словами.
Выпиши слово, выдели приставку, образуй от этого слова родственные
слова с разными приставками. Например: заехал, приехал, уехал.
7.         Правописание предлогов со словами.
Выпиши предлог и слово, между предлогом и словом вставь еще одно
слово. Например: по широкой дороге.
8.         Разделительный  Ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова на
это правило. Например: съесть, объезд, подъехал.
9.         Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это
правило.
Например:  луч (м. р.), овощ, плащ или ночь (ж. р.), дочь, печь.
10.       НЕ с глаголами.
Выпиши глаголы с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: не был, не учил, не писал.
11.       Безударные гласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корень, запиши проверочное слово. Например: медок - мёд.
12.       Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Подбери два проверочных слова.    
Например: сторона – стороны, сторонка.
13.        Мягкий знак ( ь), обозначающий мягкость.
Выпиши слово правильно. Подчеркни букву, после которой писали ь. Допиши ещё
2 слова на это правило. Например: мазь, конь, письмо.
14.        Словарные слова.
Выпиши слово, подбери к нему ещё 2 однокоренных слова. Например: дорога, дорожный, подорожник.
15.        Пропуск и замена букв.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова, в которых эта буква пишется.
Например: неделя, день, ночь

16.       Гласные и согласные в приставке.
Выпиши слово правильно и выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с
этой же приставкой. Например: полетел, побежал.
17.       Разбор предложения по членам.
Спиши предложение, подчеркни главные члены.
18.       Имена собственные - имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, улиц, деревень, рек.
Выпиши правильно слово. Подчеркни заглавную букву. Запиши ещё 2 слова на
это правило. Например: Таня, Жучка, Могилёв.
19. Неправильный звуко-буквенный разбор слова.
Сделай разбор слова, пользуясь памяткой.
20.       Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь части речи.
21.       Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они
зависят.  
22.       Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип
склонения и падеж. Выдели окончание.   
 Например: на опушке (опушка), сущ., 1 скл..
23.       Правописание безударных  падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на
окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж
прилагательного по существительному.
Например: к лесу (какому?) дальнему – м. р., ед. ч., Д. п.
24.       Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени.
Выпиши глагол. Выдели окончание. Определи спряжение. Напиши ещё 2 глагола
этого спряжения.
Например:  строишь (ІІспр.), шутишь, готовишь.


Контроль и оценка выразительного чтения наизусть
Предметом специального обучения на уроках литературного чтения является выразительное чтение стихов и прозы.
Выразительность чтения предусматривает:
— соблюдение интонации предложения (повествовательной, вопросительной, восклицательной);
— пауз в соответствии со знаками препинания;
— логического ударения;
— тона и темпа чтения в соответствии с эмоциональным настроением произведения.
Важнейшими показателями выразительного чтения наизусть являются:
— твёрдое знание текста и точность его воспроизведения;
— выразительность чтения;
— соблюдение произносительных норм.
Показатели оценки выразительного чтения наизусть отражены в таблице 4.
Оценка выразительного чтения наизусть
Таблица 4
 Балл
 Показатели оценки
 Соблюдение
 произносительных
 норм
 Точность воспроизведения
 Выразительность
  1
 Воспроизведение первых
 строк стихотворения
 Монотонное
 чтение
 Делает
 много ошибок
  2
 Фрагментарное воспроизведение
 Монотонное
 чтение
 Делает
 много ошибок
  3
 Неоднократная помощь при
 воспроизведении, перестановка,
 замена слов, пропуск строк
 Монотонное
 чтение
 Делает
 много ошибок
  4
 Неоднократная помощь при воспроизведении,
 перестановка, замена слов, пропуск строк
 Элементы
 выразительности
 Делает
 много ошибок
  5
 Неоднократная помощь при воспроизведении,
 перестановка, замена слов, пропуск строк
 Элементы
 выразительности
 Допускает
 незначительное
 количество ошибок
  6
 Неоднократная помощь при воспроизведении,
 перестановка, замена слов
 Элементы
 выразительности
 Допускает
  2 ошибки
  7
 Полное соответствие тексту произведения
 (допускается однократная помощь учителя)
 Выразительное
 чтение
 Допускает
 1-2 ошибки
  8
 Полное соответствие
 тексту произведения (ученик
 самостоятельно устраняет ошибку
 в замене слов)
 Выразительное чтение
 Допускает
 1 ошибку
  9
 Полное соответствие тексту произведения
 Выразительное чтение
 Нет ошибок
  10
 Полное соответствие тексту  произведения  
 Выразительное
 эмоциональное
 чтение
 Нет ошибок
Оценка подробного пересказа осуществляется по следующимкритериям:
— точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);
— последовательность изложения событий;
— наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);
— качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);
— наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др. 
Оценка подробного пересказа
Таблица 5
 Баллы
Показатели оценки
  1
 Неосознанное запоминание текста.
 Фрагментарное (отрывочное, неполное), несвязное воспроизведение содержания. Пересказ только с помощью вопросов учителя.
 Речь развита плохо. Допускает многочисленные речевые недочёты, затяжные паузы
  2
 Неосознанное запоминание текста.
 Фрагментарное воспроизведение содержания. Нарушение логики изложения.
 С трудом передаёт содержание прочитанного. Нуждается в помощи учителя.
 Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты, длительные паузы
  3
 Неосознанное воспроизведение событий.
 Многократное нарушение последовательных связей. Неполная передача содержания.
 Не высказывает оценочных суждений. Нуждается в помощи учителя.
 Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
  4
 Неосознанное воспроизведение событий.
 Неполная передача содержания. Есть нарушения в логике изложения.
 Не высказывает оценочных суждений даже после наводящих вопросов учителя. Речь маловыразительная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
  5 
 Пропуск некоторых деталей фактического и эмоционального содержания произведения.
 Есть некоторые нарушения в логике изложения.
 Высказывает оценочные суждения после наводящих вопросов учителя.
 Речь маловыразительная, бедная. Допускает незначительное количество речевых недочётов
  6
 Пропуск некоторых деталей эмоционального содержания произведения (не называет чувства, состояние героя). Дополняет пересказ после наводящих вопросов учителя. Связная и последовательная передача событий.
 Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.
 Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
  7
 Пропуск некоторых деталей фактического содержания произведения. Сам дополняет пропущенные факты.
 Связная и последовательная передача событий.
 Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.
 Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
  8 
 Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения.
 Пользуется только дословной передачей текста (почти наизусть).
 Высказывает личное отношение к поступку, герою (предмету описания) после напоминания учителя.
 Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты
  9
 Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста.
 Высказывает личное отношение к поступку, герою, предмету описания.
 Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляет
  10 
 Учебные достижения соответствуют показателям отметки 9 баллов. Кроме того, учащийся употребляет в пересказе авторские образные слова и выражения.
 Не пользуется дословной передачей текста, а применяет и другую лексику.
 Речь эмоциональная, выразительная, лёгкая. Не допускает речевых недочётов

Контроль и оценка краткого пересказа
Краткий пересказ подлежит поурочному контролю, начиная с третьего года обучения (при изучении второго языка — с четвёртого года обучения).
Оценка краткого пересказа осуществляется по следующимкритериям:
— обобщённая передача основного содержания (без включения подробностей, прямой речи персонажей, авторских образных выражений);
— последовательное, связное, без пропусков, изложение основного содержания;
— передача своими словами основного содержания.
Показатели оценки краткого пересказа отражены в таблице 6.
Оценка краткого пересказа
Таблица 6
 Баллы
 Показатели оценки
  1
 Дословное воспроизведение первых заученных предложений текста
  2
 Дословное воспроизведение первой части текста
  3
 Подробный несвязный пересказ смысловых частей текста
  4
 Подробный пересказ смысловых частей текста с попыткой передать кратко (2-3 предложениями) одну из частей текста
  5
 Краткий несвязный пересказ основного содержания смысловых частей текста с включением деталей, прямой речи персонажей как следствие механического сокращения текста
  6
 Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением деталей, дословной передачей диалога
  7
 Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением некоторых деталей; обобщённая передача диалога косвенной речью, но с переходом на прямую речь
  8
 Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (3-4 предложениями), но с включением единичных деталей
  9 
 Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части теста своими словами (2-3 предложениями)
  10
 Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (1-2 предложениями)
Сводная таблица показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся по литературному чтению
Таблица 7
 Баллы
 Навык чтения 
 Выразитель-
 ность
 Осознанность
 Правильность
 речи
 Способ чтения
 Правильность
Темп чтения 
 Интонация
 предложения, паузы, логические  ударения,
  тон и темп чте-
   ния
 Глубина понимания. Уровень сформированности читательских умений
 Количество ошибок
  1
 Слоговое чтение
 Допускает много технических
 ошибок**
 Чрезмерно замедленный
 Читает монотонно*
 Присутствовал на занятии, слушал, читал. На поставленные вопросы не отве-
 чает
 Делает многочисленные речевые ошибки
  2
 Слоговое чтение
 Допускает много технических
 ошибок
 Чрезмерно замедленный
 Читает монотонно
 Демонстрирует непонимание произведения. Поставленные вопросы
 осмысливаются неверно
 Делает многочисленные речевые ошибки
  3
 Читает с
 элементами
 слогового чтения. Способ чтения комбини-
 рованный
 (слог — слово)
 Допускает много технических ошибок***
 Чрезмерно замедленный
 Читает монотонно, не соблюдает паузы на авторских знаках препинания. Нечётко
произносит звуки
 Фрагментарное понимание произведения. Не способен выполнить простейшие задания по
 тексту
 Делает многочисленные речевые ошибки
  4
 Читает с элементами слогового чтения
 Допускает 5-6 технических ошибок
 Замедленный
 Читает монотон-
 но. Не соблюдает паузы на авторских знаках препинания. Нечётко произносит звуки
 Фрагментарное понимание
 произведения. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом
 Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя
  5
 Читает
 целыми словами, допускает послоговое чтение многосложных слов и слов,
 непонятных
 по смыслу
 Допускает до 4 технических ошибок
 Замедленный 
 Слабо осознаёт
 задачу выразительного чтения. Частично соблюдает логические паузы, ударения. Допускает интонационные не-
 точности
 Понимает фактическое со-
 держание прочитанного,
 но не осознаёт причинную связь событий, не умеет выразить своего отношения к герою, поступку. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом
 Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя
  6 
 Читает це-
 лыми словами (4-й год обучения). Читает с элементами слогового чтения (3-й год обучения)
 Допускает 3 технические ошибки
 Чуть замедленный
 Осознаёт задачу
 выразительного чтения с помощью учителя. Не всегда соблюдает интонацию предложений, длину паузы, логические уда-
 рения
 Понимает фактическое со-
 держание прочитанного.
 Основную мысль произве
 дения определяет неточно. Высказывает отношение к
 поступку, герою, событию с помощью наводящих вопросов учителя. Не может обосновать свои суждения. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читательские умения, определённые
 программой, но допускает
 неточности при выполне-
 нии практических заданий с
 текстом
 Допускает отдельные речевые ошибки
  7
 Читает целыми словами
 Допускает 2-3 технические ошибки
  Беглый
 (соот-
  ветствует
  скорости разговорной речи (IV кл.), чуть замедленный (III кл.) 
  Осознаёт задачу
  выразительного
  чтения с помо-
  щью учителя.
 Допускает 1-2 интонационные неточности. Не всегда соблю-
 дает логические
 ударения. Вы-
 держивает длину
 пауз
 Достаточно полное понима-
 ние и осмысление текста.
 Высказывает отношение к поступку, герою, событию
 с помощью наводящих во
 просов учителя. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читатель-
 ские умения, определённые
 учебной программой, но
 допускает неточности при
 выполнении практических
 заданий с текстом
 Допускает отдельные речевые недочёты
  8
 Читает целыми словами
 Допускает 2(IIIкл.) и 1 (IV
 кл.) технические ошибки, но самостоятельно исправляет их
 Беглый (соот-
 ветствует естественной скорости разговорной речи)
 Самостоятельно осознаёт задачу выразительного чтения. Допуска-
 ет по 1 ошибке в постановке логического ударения и выдерживании пауз. Допускает 1 интонационную неточность
 Полноценно воспринимает
 художественное произведение. Умеет выразить своё отношение к герою, его по-
 ступку, мотивируя свои суждения. Ориентируется в тексте самостоятельно. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает
 отдельные неточности, ко
 торые сам и исправляет
 Допускает отдельные речевые недочёты
  9 
  Читает це-
  лыми словами
  Не допускает  технических ошибок
  Беглый
 (соответствует естествен-
  ной скорости разговорной речи)  
 Самостоятельно осознаёт задачу
 выразительного
 чтения. Правильно находит тон и темп чтения.
 Выдерживает при чтении различную длину пауз. Допускает 1 ошибку в поста-
 новке ударения
 Полноценно воспринимает
 художественное произве-
 дение .
 Свободно ориентируется в тексте для подтверждения
 своих ответов. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает единичную неточность, которую сам исправляет
 Допускает единичные и незначительные речевые недочёты
   10
 Читает целыми словами
 Не допу-
 скает технических
 ошибок
 Беглый
 (соот-
 ветствует
 естественной ско-
 рости раз-
 говорной
 речи) 
 Самостоятельно
 осознаёт задачу
 выразительного
 чтения. Соблю-
 дает интонацию
 предложения
 (повествова-
 тельную, вопро-
 сительную, вос-
 клицательную). Верно определя
 ет в тексте место
 пауз, логические
 ударения. Пра-
 вильно находит
 тон и темп чтения
 (они соответству-
 ют настроению
 произведения,
 героя)
 Полноценно    воспринимает
 художественное произве-
 дение.
 Легко ориентируется в тексте.
 Выполняет любые практические задания с текстом
 произведения в пределах
 программных требований,
 демонстрируя высокий уровень овладения читательскими умениями
 Нет ошибок


* Монотонным чтением считается чтение без соблюдения интонации предложения (повествовательной, вопросительной, восклицательной), пауз на авторских знаках препинания, логического ударения, тона и темпа чтения, соответствующих эмоциональному содержанию произведения.
** Технические ошибки при чтении: замена окончаний слов, повторение слога или слова при чтении, пропуски слов, добавления, искажения слов, ошибки ударения.
*** При изучении второго языка допускается увеличение количества ошибок на 2.


Оценка обучающих классных и домашних работ по русскому языку


Балл
Количество ошибок
1
более 7 ошибок
2
7 ошибок
3
6 ошибок
4
5 ошибок
5
4 ошибки
6
3 ошибки
7
2 ошибки
8
1 ошибка
9
1 негрубая ошибка
10
0 ошибок, допускается 1-2 исправления на месте негрубых ошибок

При наличии в работе 1-2 исправлений на месте негрубых орфографических и пунктуационных ошибок — отметка не снижается; 3-7 исправлений — отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений — на 2 балла.

Оценка контрольного диктанта

Балл
Количество ошибок
1
Более чем на 2 балла
2
0/9*, 1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3, 6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0
3
0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/2, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0
4
0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1
5
0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1
6
0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1
7
0/3, 1/2, 2/0, 2/1
8
2 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1
9
0/1 или 1 негрубая орфографическая ошибка
10
0/0, допускается 1-2 исправления на месте негрубых ошибок
Примечание:
* в числителе — количество орфографических ошибок, в знаменателе – пунктуационных.

Контрольный диктант с грамматическим заданием состоит из диктанта и грамматического задания (не более 3 заданий). В качестве грамматических используются фонетические, морфологические, синтаксические, лексические и т. п. задания.
За контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки: одна — за диктант, другая — за грамматическое задание. Обе отметки выставляются по русскому языку в одну графу классного журнала: 8/7.
Оценка грамматического задания

Балл
Степень выполнения задания
1
Выполнены все задания, допущены 8 ошибок,
или выполнены 2 задания, допущены 5 ошибок,
или выполнено 1 задание, допущены 2ошибки
2
Выполнены все задания, допущены 7 ошибок,
или выполнены 2 задания, допущены 4 ошибки,
или выполнено 1 задание, допущена 1 ошибка
3
Выполнены все задания, допущены 6 ошибок,
или выполнены 2 задания, допущены 3 ошибки,
или выполнено 1 задание без ошибок
4
Выполнены все задания, допущены 5 ошибок
или выполнены 2 задания, допущены 2ошибки
5
Выполнены все задания, допущены 4 ошибки
или выполнены 2 задания, допущена 1 ошибка
6
Выполнены все задания, допущены 3 ошибки
или выполнены 2 задания без ошибок
7
Выполнены все задания, допущены 2ошибки
8
Выполнены все задания, допущена 1 ошибка
9
Выполнены все задания без ошибок, допущены 1-2 исправления
10
Выполнены все задания без ошибок и исправлений
Примечания:

орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, включаются в число ошибок за диктант;

Оценка контрольного словарного диктанта

Баллы
Количество ошибок
1
8 и более ошибок
2
7 ошибок
3
6 ошибок
4
5 ошибок
5
4 ошибки
6
3 ошибки
7
2 ошибки
8
1 ошибка
9
0 ошибок, 1-2 исправления на месте негрубых ошибок
10
0 ошибок, без исправлений

Оценка тематической контрольной работы

Балл
Объём и правильность выполнения задания
Выполнены все задания и допущено
Выполнены
4 задания и допущено
Выполнены
3 задания и допущено
Выполнены
2 задания и допущено
Выполнено
1 задание и допущено
1
Более 8 ошибок
Более 6 ошибок
Более 5 ошибок
Более 4 ошибок
Более 3 ошибок
2
8 ошибок
6 ошибок
4-5 ошибок
3-4 ошибки
2-3 ошибки
3
7 ошибок
5 ошибок
3 ошибки
2 ошибки
1 ошибка
4
6 ошибок
4 ошибки
2 ошибки
1 ошибка
Без ошибок
5
5 ошибок
3 ошибки
1 ошибка
 Без ошибок
-
6
4 ошибки
2 ошибки
Без ошибок
-
-
7
3 ошибки
1 ошибка
-
-
-
8
2 ошибки
Без ошибок
-
-
-
9
1 ошибка
-
-
-
-
10
Без ошибок
-
-
-
-

Оценка изложения и сочинения

Балл
Полнота раскрытия темы и основной мысли
Ошибки
содержательные
и речевые
орфографические
и пунктуационные
1
Текст не завершён. Тема и основная мысль не раскрыты
Ошибок более, чем на 2 балла
Ошибок более, чем на 2 балла
2
Текст написан, но тема и основная мысль не раскрыты или раскрыты частично
3/3*, 3/4, 3/5
8/0**, 8/1, 7/2, 7/3, 6/4, 5/5, 4/6, 3/7
3
Тема раскрыта частично. Основная мысль не прослеживается
3/0, 3/1, 3/2
7/0, 7/1, 6/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6, 2/7
4
Тема и основная мысль раскрыты частично
2/3, 2/4, 2/5
6/0, 6/1, 5/2, 5/3, 4/4, 3/5, 2/6
5
Тема и основная мысль в целом раскрыты
2/0, 2/1, 2/2
5/0, 5/1, 4/2, 4/3, 3/4, 2/5, 1/6
6
Тема и основная мысль в целом раскрыты
1/2, 1/3, 1/4
4/0, 4/1, 3/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
7
Тема и основная мысль раскрыты
0/4, 1/0, 1/1
0/5***
3/0, 3/1, 2/2, 2/3, 0/5, 1/4
8
Тема и основная мысль раскрыты полностью
0/3
0/4***
2/0, 2/1, 1/2, 1/3, 0/4
9
Тема и основная мысль раскрыты полностью
0/1, 0/2
0/3***
1/0, 1/1, 0/1, 0/2, 0/3
10
Тема и основная мысль раскрыты полностью
0/0,
0/1***,
0/2***
0/0, 1 негрубая
Примечания:
*в числителе — количество ошибок содержательного характера, в знаменателе — количество речевых ошибок;
** в числителе — количество орфографических ошибок, в знаменателе — пунктуационных;
*** для учащихся учреждений образования с белорусским языком обучения;

при наличии в работе 1-3 исправлений на месте негрубых ошибок — отметка не снижается; 4-7 исправлений — отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений — на 2 балла.





Комментариев нет:

Отправить комментарий