Произведения для внеклассного чтения по теме «Первый раз в первый класс»
КТО?
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей
будет.
—
Я
буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную
сумку купила.
—
Нет,
я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с
белым фартучком сшила.
—
Нет,
я... Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и
пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые
ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К
Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.
—
Не
знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. —
Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
— А зачем? — спрашивают девочки.
—
А
затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, —
сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли
Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей
будет. И так ясно.
Евгений
Пермяк
ПОДРУЖКИ ИДУТ В ШКОЛУ (В
сокращении)
Эти несколько деньков
пролетели очень быстро, пролетели, как желтые листочки с березы, унесенные
ветром. Наступило первое сентября.
В этот день Таня проснулась
очень рано. Ясное сентябрьское солнце косо заглядывало в окно, и у бабушки в
кухне еще топилась печка.
Таня вскочила с
постели и, шлепая босыми ногами, побежала на кухню.
— Ты
что вскочила в такую рань? — сказала бабушка. — У меня еще и завтрак не готов!
— Так
и надо, чтобы рань! — ответила Таня. — Ты, бабушка, наверно, все забыла!
— А
что ж такое я забыла?
— Бабушка,
да ведь я сегодня в школу иду!
—
Ну и что ж ты кричишь? — удивилась бабушка. — В школе
тоже уроки не до свету начинаются.
Таня побежала на крыльцо
умываться. Щеки и уши сразу загорелись от холодной воды. Таня крепко вытерлась
суровым полотенцем, но посмотрела на свои руки и опять побежала на крыльцо.
Руки у нее были обветренные, коричневые от загара. Таня терла их и намыливала,
терла и намыливала...
— Да
уж будет тебе! — сказала бабушка.
— Да
как же, бабушка, будет? — чуть не плача, ответила Таня. — А дежурная посмотрит,
что руки черные, и скажет: «Уходи из класса». Вон Нюра Туманова говорит, что
там дежурные всегда руки смотрят!
К завтраку с работы
пришла мать.
— Я
сейчас сама дочку в школу соберу, — сказала она. — Ну-ка, иди сюда!
Она дала Тане
выглаженное платье, сунула ей в карман носовой платок и сама расчесала Тане
волосы.
Мать оглядела Таню,
все ли на ней хорошо, и сказала:
— Учись,
дочка, прилежно, слушай, что учительница будет говорить, набирайся ума-разума!
Таня пила чай и дула в
блюдце, потому что она торопилась, а чай был горячий и никак не остывал. В это
время в окно заглянула Аленка. Таня поставила блюдце с чаем на стол:
— Идем?
Аленка кивнула
головой.
— Да
куда ж ты? — сказала Тане бабушка. — Ты хоть чай-то допей!
Но Таня уже схватила
свою сумку и выскочила на крыльцо.
Подружки вышли на
улицу. Таня опасливо посмотрела кругом:
— Снежка
не видать? Как бы за нами не увязался!
А Снежок словно только
и ждал, чтобы про него вспомнили. Он выбежал из калитки и начал прыгать вокруг
Тани.
— Ты
не смей с нами ходить! — прикрикнула на него Таня. — Иди домой!
Но Снежок глядел на
нее и вилял хвостом, словно хотел сказать: «Ну а почему мне нельзя с тобой
идти? Я пойду!»
Тогда Таня пригрозила:
— Кому
говорят — домой иди!
Снежок обиделся,
опустил хвост и отстал. Он стоял и глядел, как Таня и Аленка все дальше и
дальше уходили по дороге.
Дорога спустилась в
овражек, а когда поднялась на горку, стало видно школу. Вот она блестит на
солнце своими большими окнами.
Аленка оглянулась и
подтолкнула Таню:
— Тань,
посмотри-ка!
Таня оглянулась. По
дороге шагали еще двое: Демушка и его товарищ Ваня Березкин. А сзади, закрутив
лохматый хвост, бежал Снежок.
— Так
и есть, — сказала Таня, — все тут!
— Думают,
что их тоже примут! — усмехнулась Аленка.
Со всех сторон, изо
всех деревень собрались в школу ученики. Учителя встретили их и развели по
классам.
Таня и Аленка, держась
друг за друга, вошли в первый класс и сели за парту.
Но едва все ученики
уселись, как открылась дверь и вошли еще двое — Демушка и Ваня Березкин. Они
вошли, сняли шапки и остановились у дверей.
Учительница посмотрела
на них:
— А вы
зачем пришли?
— А мы
тоже учиться, — сказал Демушка.
— Сколько
же тебе лет?
— Семь.
Почти уж восьмой.
— А
мне уж почти девятый, — осмелев, сказал Ваня Березкин.
Учительница
улыбнулась:
—
Восьмой вам будет через год, а девятый — через два
года. На будущую осень приходите, а сейчас ступайте домой!
Демушка и Ваня
переглянулись, надели шапки и пошли домой.
— Вот
как! — засмеялась Таня. — Уже выучились!
— Сядьте
прямо, дети, — сказала учительница, — положите руки на парту... — И вдруг
посмотрела на дверь: — Кто это царапается за дверью?
Учительница открыла
дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все
ребятишки засмеялись, учительница тоже засмеялась и сказала:
—
Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не
надо! Уходи, уходи из класса!
Снежок
виновато ушел. Ребята посмеялись, но скоро успокоились и стали слушать, что
говорит учительница.
Любовь Воронкова
ПЕРВОКЛАССНИК
Первоклассник, первоклассник —
Нарядился,
как на праздник!
Даже в лужу не зашел:
Погляделся — и прошел.
Уши вымыты до глянца,
Алый
гриб на крышке ранца,
Да и сам он как грибок —
Из-под кепки смотрит вбок:
Все
ли видят? Все ли знают?
Все ль от зависти
вздыхают?
Марина Бородицкая
КАК Я БОЯЛСЯ
Когда я впервые шел в
школу первого сентября в первый класс, я очень боялся, что меня там будут сразу
что-нибудь сложное спрашивать.
Например, спросят: сколько
будет 973 и 772? Или: где находится такой-то город, который я не знаю, где он
находится. Или заставят быстро читать, а я не смогу — и мне поставят двойку.
Хотя родители меня
уверяли, что ничего подобного не произойдет, я все равно волновался.
И вот такой
взволнованный, растерянный, даже напуганный, я вошел в класс, сел за парту и
тихо спросил своего соседа:
— Писать
умеешь?
Он покачал головой.
—
А девятьсот семьдесят три и семьсот семьдесят два
можешь сложить?
Он покачал головой и
испуганно на меня посмотрел.
— А
быстро умеешь читать?
Он совсем перепугался,
чуть под парту не полез. Читать он совершенно не умел.
Я кое-как читать умел,
но все равно боялся.
В это время
учительница спросила меня, как моя фамилия, а я решил, что меня сейчас заставят
быстро читать или слагать большие цифры, и сказал:
— Я
ничего не знаю!
— Чего
не знаешь? — удивилась учительница.
— Ничего
я не знаю! — крикнул я испуганно.
— А
как зовут тебя, знаешь?
— Не
знаю! — сказал я.
— Ни
фамилии своей, ни имени не знаешь?
— Ничего
не знаю! — повторил я.
В классе засмеялись.
Тогда я сквозь шум и
смех класса крикнул:
— Свою
фамилию и свое имя я знаю, но больше я ничего не знаю!
Учительница улыбнулась
и сказала:
—
Кроме имени и фамилии, никто вас больше спрашивать ни
о чем не будет. Пока еще никто из вас почти ничего не знает. Для этого вы и
пришли в школу, чтобы учиться и все знать. Вот с сегодняшнего дня мы и начнем с
вами учиться.
Тогда я смело назвал
свою фамилию и свое имя.
Мне даже смешно стало,
что я сначала боялся.
А сосед мой назвал
свое имя и фамилию раньше, чем его об этом спросили.
Виктор
Голявкин
ПЕРВЫЙ УРОК
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,—
Вставать
или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб
парта не стучала.
Мне говорят — иди к доске,—
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре
Васи, пять Марусь
И
два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя
мне не сидится.
Агния
Барто
ИСТОРИЯ С АЗБУКОЙ
(После уроков)
(В сокращении)
После уроков я зашел в
первый класс. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. И вдруг вижу: на
последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты ее почти не видно. Как
полагалось первоклашкам, она была с белыми бантами, ровно в десять раз больше
ее головы.
Странно, что она
сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже рассказывают родителям чудеса
про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет.
— Девочка,
— говорю, — почему не идешь домой?
Никакого внимания.
— Может
быть, потеряла что-нибудь?
Сидит как статуя, не
шелохнется.
Подошел к доске,
придумываю, как ее расшевелить, а сам потихоньку рисую на доске мелом.
Нарисовал первоклашку, который пришел из школы и обедает.
— А мы
с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?
— Нет,
— отвечает, — я домой не пойду.
— Что
же, ночевать здесь будешь?
— Не
знаю.
Голос у нее жалобный,
тоненький.
— Если
не скажешь, зачем здесь сидишь, — говорю, — сейчас вызову школьного врача. А
он раз-два — «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.
Решил напугать ее. Я
этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник сует под мышку.
Холодный, как сосулька.
— Ну и
хорошо. Поеду в больницу.
— Можешь
ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!
— Меня
брат ждет. Вон во дворе сидит.
Я выглянул во двор.
Действительно, на скамейке сидел маленький мальчик.
— Ну и
что же?
— А
то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
- Сильна ты обещать! — сказал я. — В один
день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна
врать!
—
Я не врала, я просто не знала.
Вижу, сейчас она
заплачет.
— Буквы
учат целый год. Это непростое дело.
—
У нас папа с мамой уехали далеко, а Сережа, мой брат,
сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у
нее все нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы,
и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня
весь день палки писали.
Сейчас она должна была
заплакать.
—
Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из
палок можно сложить буквы. — Я подошел к доске и написал букву «А». Печатную. —
Это буква «А». Она из трех палок. Буква-шалашик.
Вот уж никогда не
думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь ее, чтобы не заплакала.
—
А теперь, — говорю, — пойдем к твоему брату, и я все
ему объясню.
Мы вышли во двор. Шли,
как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку.
Вот, думаю, если
кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же ее руку — человек
ведь...
А этот печальный
рыцарь Сережа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.
— Слушай,
— говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю
азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое легкое дело.
— Значит,
не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.
— Мы
писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок
складываются буквы.
Но он не стал ее
слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплелся утиной походочкой.
—
Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула
девочка в спину брату.
Но он даже не
оглянулся. Тогда я догнал его.
— Слушай,
— говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдешь в школу, сам
узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой
как попотели! А у тебя и руки опустились.
— Я
весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.
У него было такое
печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает.
— Боже
мой, какая трагедия! — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и все
изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
—
Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живем в этом доме,
за железной изгородью... Правда, Сережа, хорошо?
— Ладно,
— ответил Сережа. — Я буду ждать.
Я видел, как они вошли
во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами
зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.
— Сережа,
ну, что, выучила твоя сестра все буквы?
Я видел, что Сережа
остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
—
Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал
Сережа. — Надо учиться целый год.
—
Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка.
—
Ничего не плакали, — ответил Сережа. — У меня есть
друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придет к нам и напишет
письмо.
— Все
ты врешь, — сказал мальчишка. — Ох, и силен ты заливать! Ну, как зовут твоего
друга, как?
Наступило молчание.
Еще минута, и должен
был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не
позволил этому случиться. Нет, это было не в моем характере.
Я влез на каменный
фундамент забора и просунул голову между прутьями.
— Между
прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Есть такое всемирно известное имя.
У этого мальчишки от
неожиданности открылся рот. А Сережа ничего не сказал. Он был не из тех, кто
бил лежачих.
А я спрыгнул на землю
и пошел домой.
Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее.
Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.
Владимир Железников
ПОСЛЕ ПЕРВЫХ УРОКОВ
Под
березкою в тиши
Собралися
малыши.
Малышам
сказал Тарас:
- Самый
трудный — первый класс!
Всех
труднее первый класс,
Потому
что в первый раз!
Александр Прокофьев
Комментариев нет:
Отправить комментарий