вторник, 8 октября 2019 г.

           
                Произведения для внеклассного чтения по теме  «Первый раз в первый класс»






 КТО?
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассни­цей будет.
   Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
  Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
   Нет, я... Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.
   Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей бу­дет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
  А зачем? — спрашивают девочки.
А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
Евгений Пермяк
ПОДРУЖКИ ИДУТ В ШКОЛУ (В сокращении)
Эти несколько деньков пролетели очень быстро, пролетели, как жел­тые листочки с березы, унесенные ветром. Наступило первое сентября.
В этот день Таня проснулась очень рано. Ясное сентябрьское солнце косо заглядывало в окно, и у бабушки в кухне еще топилась печка.
Таня вскочила с постели и, шлепая босыми ногами, побежала на кухню.
  Ты что вскочила в такую рань? — сказала бабушка. — У меня еще и завтрак не готов!
  Так и надо, чтобы рань! — ответила Таня. — Ты, бабушка, на­верно, все забыла!
  А что ж такое я забыла?
  Бабушка, да ведь я сегодня в школу иду!
   Ну и что ж ты кричишь? — удивилась бабушка. — В школе тоже уроки не до свету начинаются.
Таня побежала на крыльцо умываться. Щеки и уши сразу загоре­лись от холодной воды. Таня крепко вытерлась суровым полотенцем, но посмотрела на свои руки и опять побежала на крыльцо. Руки у нее были обветренные, коричневые от загара. Таня терла их и намыливала, терла и намыливала...
  Да уж будет тебе! — сказала бабушка.
  Да как же, бабушка, будет? — чуть не плача, ответила Таня. — А дежурная посмотрит, что руки черные, и скажет: «Уходи из класса». Вон Нюра Туманова говорит, что там дежурные всегда руки смотрят!
К завтраку с работы пришла мать.
  Я сейчас сама дочку в школу соберу, — сказала она. — Ну-ка, иди сюда!
Она дала Тане выглаженное платье, сунула ей в карман носовой платок и сама расчесала Тане волосы.
Мать оглядела Таню, все ли на ней хорошо, и сказала:
  Учись, дочка, прилежно, слушай, что учительница будет гово­рить, набирайся ума-разума!
Таня пила чай и дула в блюдце, потому что она торопилась, а чай был горячий и никак не остывал. В это время в окно заглянула Аленка. Таня поставила блюдце с чаем на стол:
  Идем?
Аленка кивнула головой.
  Да куда ж ты? — сказала Тане бабушка. — Ты хоть чай-то допей!
Но Таня уже схватила свою сумку и выскочила на крыльцо.
Подружки вышли на улицу. Таня опасливо посмотрела кругом:
  Снежка не видать? Как бы за нами не увязался!
А Снежок словно только и ждал, чтобы про него вспомнили. Он выбежал из калитки и начал прыгать вокруг Тани.
  Ты не смей с нами ходить! — прикрикнула на него Таня. — Иди домой!
Но Снежок глядел на нее и вилял хвостом, словно хотел сказать: «Ну а почему мне нельзя с тобой идти? Я пойду!»
Тогда Таня пригрозила:
  Кому говорят — домой иди!
Снежок обиделся, опустил хвост и отстал. Он стоял и глядел, как Таня и Аленка все дальше и дальше уходили по дороге.
Дорога спустилась в овражек, а когда поднялась на горку, стало видно школу. Вот она блестит на солнце своими большими окнами.
Аленка оглянулась и подтолкнула Таню:
  Тань, посмотри-ка!
Таня оглянулась. По дороге шагали еще двое: Демушка и его това­рищ Ваня Березкин. А сзади, закрутив лохматый хвост, бежал Снежок.
  Так и есть, — сказала Таня, — все тут!
  Думают, что их тоже примут! — усмехнулась Аленка.
Со всех сторон, изо всех деревень собрались в школу ученики. Учителя встретили их и развели по классам.
Таня и Аленка, держась друг за друга, вошли в первый класс и сели за парту.
Но едва все ученики уселись, как открылась дверь и вошли еще двое — Демушка и Ваня Березкин. Они вошли, сняли шапки и оста­новились у дверей.
Учительница посмотрела на них:
  А вы зачем пришли?
  А мы тоже учиться, — сказал Демушка.
  Сколько же тебе лет?
  Семь. Почти уж восьмой.
  А мне уж почти девятый, — осмелев, сказал Ваня Березкин.
Учительница улыбнулась:
   Восьмой вам будет через год, а девятый — через два года. На будущую осень приходите, а сейчас ступайте домой!
Демушка и Ваня переглянулись, надели шапки и пошли домой.
  Вот как! — засмеялась Таня. — Уже выучились!
  Сядьте прямо, дети, — сказала учительница, — положите руки на парту... — И вдруг посмотрела на дверь: — Кто это царапается за дверью?
Учительница открыла дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все ребятишки засмеялись, учитель­ница тоже засмеялась и сказала:
   Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не надо! Уходи, уходи из класса!
Снежок виновато ушел. Ребята посмеялись, но скоро успокоились и стали слушать, что говорит учительница.
Любовь Воронкова

ПЕРВОКЛАССНИК
Первоклассник, первоклассник —
Нарядился, как на праздник!
Даже в лужу не зашел:
Погляделся — и прошел.
Уши вымыты до глянца,
Алый гриб на крышке ранца,
Да и сам он как грибок —
Из-под кепки смотрит вбок:
Все ли видят? Все ли знают?
Все ль от зависти вздыхают?
Марина Бородицкая

КАК Я БОЯЛСЯ
Когда я впервые шел в школу первого сентября в первый класс, я очень боялся, что меня там будут сразу что-нибудь сложное спра­шивать.
Например, спросят: сколько будет 973 и 772? Или: где находится такой-то город, который я не знаю, где он находится. Или заставят быстро читать, а я не смогу — и мне поставят двойку.
Хотя родители меня уверяли, что ничего подобного не произойдет, я все равно волновался.
И вот такой взволнованный, растерянный, даже напуганный, я вошел в класс, сел за парту и тихо спросил своего соседа:
  Писать умеешь?
Он покачал головой.
   А девятьсот семьдесят три и семьсот семьдесят два можешь сложить?
Он покачал головой и испуганно на меня посмотрел.
  А быстро умеешь читать?
Он совсем перепугался, чуть под парту не полез. Читать он со­вершенно не умел.
Я кое-как читать умел, но все равно боялся.
В это время учительница спросила меня, как моя фамилия, а я решил, что меня сейчас заставят быстро читать или слагать большие цифры, и сказал:
  Я ничего не знаю!
  Чего не знаешь? — удивилась учительница.
  Ничего я не знаю! — крикнул я испуганно.
  А как зовут тебя, знаешь?
  Не знаю! — сказал я.
  Ни фамилии своей, ни имени не знаешь?
  Ничего не знаю! — повторил я.
В классе засмеялись.
Тогда я сквозь шум и смех класса крикнул:
  Свою фамилию и свое имя я знаю, но больше я ничего не знаю!
Учительница улыбнулась и сказала:
   Кроме имени и фамилии, никто вас больше спрашивать ни о чем не будет. Пока еще никто из вас почти ничего не знает. Для этого вы и пришли в школу, чтобы учиться и все знать. Вот с сегодняшнего дня мы и начнем с вами учиться.
Тогда я смело назвал свою фамилию и свое имя.
Мне даже смешно стало, что я сначала боялся.
А сосед мой назвал свое имя и фамилию раньше, чем его об этом спросили.
Виктор Голявкин

ПЕРВЫЙ УРОК
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,—
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят — иди к доске,—
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Агния Барто

ИСТОРИЯ С АЗБУКОЙ (После уроков)
(В сокращении)
После уроков я зашел в первый класс. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты ее почти не видно. Как полагалось первоклашкам, она была с белыми бантами, ровно в десять раз больше ее головы.
Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет.
  Девочка, — говорю, — почему не идешь домой?
Никакого внимания.
  Может быть, потеряла что-нибудь?
Сидит как статуя, не шелохнется.
Подошел к доске, придумываю, как ее расшевелить, а сам по­тихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришел из школы и обедает.
  А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?
  Нет, — отвечает, — я домой не пойду.
  Что же, ночевать здесь будешь?
  Не знаю.
Голос у нее жалобный, тоненький.
  Если не скажешь, зачем здесь сидишь, — говорю, — сейчас вы­зову школьного врача. А он раз-два — «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.
Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник сует под мышку. Холодный, как сосулька.
  Ну и хорошо. Поеду в больницу.
  Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!
  Меня брат ждет. Вон во дворе сидит.
Я выглянул во двор. Действительно, на скамейке сидел маленький мальчик.
  Ну и что же?
  А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
     - Сильна ты обещать! — сказал я. — В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!
   Я не врала, я просто не знала.
Вижу, сейчас она заплачет.
  Буквы учат целый год. Это непростое дело.
   У нас папа с мамой уехали далеко, а Сережа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у нее все нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.
Сейчас она должна была заплакать.
   Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошел к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трех палок. Буква-шалашик.
Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь ее, чтобы не заплакала.
   А теперь, — говорю, — пойдем к твоему брату, и я все ему объясню.
Мы вышли во двор. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку.
Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же ее руку — человек ведь...
А этот печальный рыцарь Сережа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.
  Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое легкое дело.
  Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.
  Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.
Но он не стал ее слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплелся утиной походочкой.
   Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.
Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.
  Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдешь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.
  Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.
У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает.
  Боже мой, какая трагедия! — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и все изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
   Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живем в этом доме, за железной изгородью... Правда, Сережа, хорошо?
  Ладно, — ответил Сережа. — Я буду ждать.
Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.
  Сережа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?
Я видел, что Сережа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
   Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Сережа. — Надо учиться целый год.
   Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка.
   Ничего не плакали, — ответил Сережа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придет к нам и напишет письмо.
  Все ты врешь, — сказал мальчишка. — Ох, и силен ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?
Наступило молчание.
Еще минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моем характере.
Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.
  Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Есть такое всемирно известное имя.
У этого мальчишки от неожиданности открылся рот. А Сережа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.
А я спрыгнул на землю и пошел домой.
Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.
 Владимир Железников


ПОСЛЕ ПЕРВЫХ УРОКОВ
Под березкою в тиши
Собралися малыши.
Малышам сказал Тарас:
- Самый трудный — первый класс!
Всех труднее первый класс,
Потому что в первый раз!

Александр Прокофьев

Комментариев нет:

Отправить комментарий